6 правил конструктивной критики

Всегда лучше обойтись без критики, если это возможно. Если же вы все-таки принимаете решение критиковать, то лучше это сделать наиболее мягко, что дает, кстати, и наилучший результат. Стоит всегда помнить, что целью конструктивной критики не является обидеть человека, а целью является некий позитивный результат, выраженный в ином, более правильном, действии, поведении, подходе.

Правило конструктивной критики №1

Критикуйте наедине.

Критиковать другого человека нужно только наедине, без посторонних свидетелей. Так вы будете максимально заботиться о его чувствах. Особенно жестко надо соблюдать это правило в отношениях супругов. В браке присутствие свидетелей оправдано только во Дворце Бракосочетания :)
Когда вы критикуете человека наедине, то это дает ему возможность более спокойно воспринять вашу критику, т.к. если ему нужно оправдываться, то только перед одним человека, а не целой толпой. Представьте себя в ситуации, когда вас критикуют. Как бы вам было приятнее услышать эту критику? Наедине с критикующим или в присутствии еще других людей? Обратите внимание, что наедине, это значит совсем наедине. Например, если вы идете по улице и ваш разговор могут услышать проходящие мимо люди, то лучше воздержитесь от критики в этот момент.

Правило конструктивной критики №2

Сначала похвала, потом критика.

Прежде чем критиковать, похвалите человека за что-то, что он делает правильно в сфере, в которой вы собираетесь его критиковать или даже совсем в другой сфере. Это даст человеку возможность ощутить, что вы настроены доброжелательно, что вы его цените и хотите добра. Хваля человека, вы даете ему понять или напоминаете, что вы являетесь его другом. Это настроит его на более открытый разговор, поможет избежать желания защищаться.

Правило конструктивной критики №3

Будьте спокойны.

Если вы чувствуете какие-то отрицательные эмоции по поводу поведения человека, например, обиду или злость, то ваша критика не сможет быть конструктивной и скорее всего выльется в перепалку с взаимными обвинениями.

Правило конструктивной критики №4

Обходимся без сравнений с другими или «Индивидуальный подход».

Сравнивая человека с кем-то другим, вы как бы говорите, что он хуже, чем другие, что не яляется правдой. А ведь один человек не хуже и не лучше другого, просто у всех свой набор положительного и отрицательного, умений и способностей. Сравнивая, вы подсознательно хотите сделать человеку больнее, тем самым как бы усилить воздействие и результат. А это не дает никакого конструктива, т.к. заставляет человека защищаться. И вообще бессмысленно. Что с того, что кто-то может делать это лучше? Какой от этого прок человеку, которого вы критикуете? Разумно обращать внимание человека на возможности какими обладает именно он и на то, как именно он может это сделать наилучшим образом.
Наряду с Правилом №1 это правило также является строго обязательным для супругов. Вы должны ощущать, что вы единственные, неповторимые и самые лучшие друг для друга, даже если иногда ведете себя неидеально.

Здесь есть тонкий момент. Ведь хорошо же поучиться, например, у того, кто что-то делает лучше. Да, это так. Просто уловите разницу между сравнением: «он делает лучше, чем ты» и советом в качестве поиска решения: «он делает это хорошо, ты можешь у него научиться». Надо заметить что в сфере отношений между людьми много таких вот тонкостей и сказав вроде почти тоже самое, можно либо обидеть человека, либо вдохновить на благо.

Правило конструктивной критики №5

Критикуйте поступок, а не человека.

Сравните: «Вы допустили такие-то ошибки в этой работе» и «Вы невнимательны и безответственны». В первом случае вы критикуете поступок, приводя конкретные факты, а во втором человека, делая о нем какие-то общие выводы. И даже если сказать:  «Вы были невнимательны и безответственны, делая эту работу» (что на самом деле относится к текущему поступку), вы все же сделаете неконструктивный шаг. Здесь вы упрекаете, а упреки вам не нужны, если вас интересует конструктивная критика, вам нужен результат. В какой же форме надо подать информацию для наилучшего результата? Например так: «Вы допустили такие-то ошибки в этой работе, пожалуйста, исправьте их и будьте более внимательны и ответственны».

Правило конструктивной критики №6

Не преувеличиайте.

В процессе критики, особенно, если в ней задействованы эмоции, может возникнуть желание преувеличить промах человека, чтобы он «как следует» прочувствовал, как плохо он поступил. Не стоит так делать :) Вы же просто не будете честны в этот момент и это вас уже надо бы критиковать в следующую очередь. В любом случае, такая критика уже будет априори восприниматься человеком как несправедливая, что препятствует гармоничному процессу умелой критики. Например, утверждение: «Ваши отчеты всегда неправильны» в случае, когда хотя бы один отчет год назад был правильным, является неправдой и не может применяться в конструктивной критике.

Как обойтись без критики, пуская даже и конструктивной: Критиковать или Любить? Выбираем Счастье!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *